400 миллиардов и обиженный омоновец. Кто и за что пытался засудить беларуские СМИ, когда это ещё не было мейнстримом

Боль • редакция KYKY

Многие сейчас любят мысленно возвращаться в старые времена, когда трава была зеленее, а воздух – беззаботнее. Беларуские журналисты, между тем, помнят, как во все времена абсолютно разные люди (далеко не все из них работали на госаппарат) пытались давить на редакции и судиться с авторами материалов. Мы собрали несколько таких историй.

На данный момент главные редакторы трех крупнейших независимых СМИ в Беларуси находятся в тюрьме: Марина Золотова (TUT.BY), Егор Мартинович («Наша Нiва») и Ирина Левшина (БелаПАН). В прошлом году большинство журналистов независимых медиа подверглись административным арестам и уголовному преследованию за право выполнять свою профессию. 27 августа 2021 года по решению Верховного суда была ликвидирована Беларуская ассоциация журналистов. Организация занималась защитой прав и свобод журналистов. Вся независимая пресса на данный момент в Беларуси разгромлена, блокировке подверглись десятки сайтов, материалы которых были признаны экстремисткими. Но даже в самые темные времена нужно сохранять бодрость духа.

KYKY решил вспомнить из-за чего раньше СМИ грозили судом, пока главных редакторов не стали «закрывать» по экономическим статьям, а журналистам раздавать уголовные сроки за их профессию. Если вы хотите поддержать работу KYKY – подпишитесь на наш Patreon. Мы будем благодарны за любую сумму подписки.

Яна, занимается рекламой на KYKY. Битва с секонд-хендами и панегирик для Воскресенского

«KYKY хранит невинность в отношении судов. Наверное, мы ждем кого-то особенного: кого захочется познакомить с родственниками и показать свои детские нелепые фото. Пока у нас несколько неловких «свиданий», где мы полюбовно разошлись и больше никогда не пересекались. 

Например, четыре года назад сеть секонд-хендов обвинила нас в клевете. Во всем был виноват вот этот ответ героини интервью: «Гуляю с коляской по району и вижу X (одна из самых крупных сетей секонд-хендов в Минске): бабушки, мамы с колясками трутся около этого магазина. У меня время есть, думаю, зайду. В самом магазине вижу огромные тюки с вещами, в которых кишат люди и что-то там выискивают». С редакцией и юристом мы решили, что нам несложно написать опровержение и даже опубликовать его на главной сайта. Опровержение сети секонд-хендов не понравилось (хотя мы четко следовали инструкции): «Редакция KYKY сходила в один из магазинов сети и удостоверилась, что никто возле магазина не трется, в самом магазине никто не кишит, тюков нет, и люди ничего не выискивают. Приносим свои извинения». В ответ на ссылку юрист секонд-хендов отправил «спасибо» со смайликом, а уже через пару минут звонил и орал в трубку, что мы издеваемся. Спустя несколько часов мы все-таки пришли к опровержению, которое устроило обе стороны. 

В том же 2017 году судились два наших комментатора. Если кратко: между двумя мужчинами состоялся диалог, в котором один другого послал as far as possible и назвал дружком, а второй в ответ на это намекнул на гомосексуальность оппонента. Комментарии, кстати, были под статьей про скидки на ЖД-билеты. В итоге штраф дали не за посылание в интимном направлении, а за намек на гомосексуальность. Для оскорбления (ст. 9.3 КоАП РБ) нужно, чтобы унижение чести и достоинства происходило в грубой форме. Знали бы мы, что через несколько лет эти же люди будут сидеть в том числе из-за кроссовок неправильного цвета, мы бы даже не удивились, как много логических дыр в этой истории!

Из последнего – в октябре прошлого года KYKY пришла досудебная претензия от Юрия Воскресенского. И тут лучше прочитать опровержение, которое редакция опубликовала уже на следующий день на сайте.

Было бы здорово, чтобы у учредителя KYKY Саши Василевича, который уже больше года находится в СИЗО КГБ, тоже была возможность писать электронным письма с использованием «глобальной сети интернет». И высказывать свое мнение, когда и где его «честь и достоинство были умалены». Где и какая информация о нем является «недостоверной». 

Евгения Сугак, главный редактор The Village Беларусь. Цензура медиа от бренда доставки еды 

«Последний раз на The Village грозился подать в суд бренд доставки еды Delivio. Несколько месяцев назад мы выпустили интервью с Сашей Виторской, которая открыла заведение «Жуй». До этого Саша работала директором по маркетингу в Delivio, о чем мы немного поговорили с ней в интервью. Delivio это упоминание не понравилось, представитель бренда связалась с нашим менеджером и настойчиво попросила удалить эту информацию из интервью с Виторской. Сначала мы не поняли в чем суть претензии, возможно, мы ошиблись с указанием Сашиной должности? Оказалось, что ошибки в информации не было, но, видимо, Delivio не очень хорошо расстался с Александрой – и решил вычеркнуть ее имя из своей великой истории. 

Первая моя реакция как главного редактора была такой: доставка еды не будет цензурировать The Village. Но мы – люди вежливые, (как минимум, в первых двух сообщениях) поэтому культурно объяснили свою позицию и ответили, что ничего удалять не будем. После этого представители Delivio прислали угрожающее письмо, где говорились, что если редакция не пересмотрит свою позицию, то они могут пойти в суд. Якобы упоминание Delivio в статье — это нарушение использования товарного знака, зарегистрированного на территории Беларуси. Но здесь к юристу не ходи, чтобы понять, что это все немножечко булшит. В итоге я предупредила бренд, что если они не успокоятся, мы будем вынуждены опубликовать материал о том, как доставка еды пытается контролировать беларуские медиа. После этого бренд больше не выдвигал претензий.

Аналогичная история произошла пару лет назад и с фирмой «21 век». На фото с места трагедии (человек выпал из окна бизнес-центра) случайно попала брендированная машина «21 века». После публикации фото с редакцией связался представитель бренда и настоятельно попросил удалить эту фотографию, аргументируя тем, что мы незаконно используем их товарный знак – так сказал их юрист. Я поинтересовалась, почему такая крупная компания доверяет юридическую поддержку человеку, который допускает, что репортажная фотография, на которую случайно попала машина с логотипом, может считаться нарушением использования прав товарного знака? Конечно, фото мы так и не удалили, но и приглашения в суд тоже не дождались.

И в первой, и во второй истории интересно то, что некоторые беларуские компании допускают саму возможность цензурирования и контроля СМИ. И при этом еще считают журналистов полными идиотами, которых можно запугать судебными разбирательствами на ровном месте и без оснований».

Наталья Лубневская, журналист «Нашай Нiвы». Обиженный омоновец и угрозы от благотворительного фонда

«Летом 2020-го мы выпустили статью про омоновца, которого опознали его же одноклассники и рассказали, каким человеком он был в детстве. Омоновец обиделся и подал в суд за унижение чести и достоинства. Особенно его возмутила цитата, что в детстве он мог ударить девочку. И еще про то, что «Одноклассники не знают, подавать ли руку ему при встрече».

Суд длился с ноября по декабрь 2020 года, а процесс широко освещался в СМИ. Естественно, омоновец стал еще более популярен, чем был до этого. В суде силовик рассказывал о своих переживаниях, что знакомые стали считать его головорезом и маньяком после нашей публикации. И ему очень не понравилось, что в статье было написано «с запалом избивал людей». Суд принял его сторону. Изначально омоновец запрашивал компенсацию в размере 3 тысяч рублей, но суд постановил выплатить всего 1,5 тысячи рублей. Возможно, на решение повлияло аналогичное судебное разбирательство Дмитрия Балабы (командир ОМОН ГУВД Мингорисполкома – Прим. KYKY) с другим изданием, которое проходило примерно в это же время. Балаба запросил компенсацию в размере тысячи рублей. Наверное, суд ориентировался на это дело, делая расчеты соизмеримой суммы ущерба.

Второй инцидент, когда изданию грозили судом, тоже был относительно недавно. Мы выпустили материал про девушку, которую избил ее парень – совладелец одной из минских «тренажерок». Избиение произошло, когда пара находилась на отдыхе в Грузии. И заявление в милицию девушка подала по приезду в Минск, но к тому времени следы побоев почти сошли. На основании фотографий милиция не стала проводить расследование и заводить дело. Тогда девушка выложила фото с побоями в сеть и публично рассказала свою историю. После выхода материала ее парень начал шантажировать нас через инстаграм, что подаст в суд, если мы не удалим статью. К слову, при подготовке материала журналисты обращались к нему за комментарием, но он ответил, что «компетентные органы со всем уже разобрались – дела заведено не было». Молодой человек называл фейком фотографии девушки с кровоподтеками и гематомами. Атака на наши соцсети продолжалась несколько дней, но удалять материал мы не стали. До суда разбирательство так и не дошло.

И еще был случай, когда журналисту начали угрожать еще на этапе подготовки материала, начиная от подачи заявления в милицию за неправомерные действия, заканчивая личными угрозами, если материал будет опубликован. Речь шла о деятельности благотворительного фонда «Движение души». Минчане могли видеть волонтеров этого фонда возле ЦУМа – они ходят с коробками и собирают деньги на лечение больных детей. У нас возникли вопросы: почему на сайте организации так мало информации и конкретики? Например, идет сбор денег на лечение, но не указана сумма сбора, нет точной формулировки диагноза, как и документов, подтверждающих, что ребенка готова принять на лечение та или иная клиника, не указана стоимость этого лечения. Есть только расплывчатые описания типа «заболевание нервной системы», «нужен курс уколов» и так далее.

Если смотреть на деятельность фонда формально, нарушений законодательства нет, хотя деятельность фонда не прозрачна. За один из годов фонд и вовсе не предоставил финансовой отчетности, за что получил предупреждение от одного из ведомств. Директор этой благотворительной организации сначала отказался общаться с нашими журналистами, но когда понял, что статья все равно выйдет, в редакцию стали поступать угрозы. Были ситуации, когда люди на улице задавали неудобные вопросы волонтерам, но сразу появлялись какие-то «братки» и начинали вести себя агрессивно.

Материал о деятельности фонда все же был опубликован, в милицию и суд обращений на издание не поступало. Хотя угрозы, что мы наживем себе проблем, а издание ликвидируют – были. После публикации материала никакой проверки деятельности фонда «Движение души» не проводилось, а волонтеры по-прежнему собирают на улицах деньги на лечение детей». 

«Онлайнер»: магический струнный транспорт

Наверное, одно из громких судебных разбирательств разразилось в 2017 году с автором проекта SkyWay Анатолием Юницким. История была резонансной. Журналист «Онлайнера» опубликовал статью «Илон Маск — чушь собачья, несите деньги мне». Истец, который основал «компанию на $400 млрд» и строит под Минском «сверхскоростной» Sky Way», был уверен, что в этом материале содержатся сведения, порочащие его «честь, достоинство и деловую репутацию». Суд посчитал иначе и встал на сторону издания.

В ходе многочисленных судебных слушаний оказалось, что Sky Way юридически даже не компания, а «клуб по интересам», который финансируется из добровольных пожертвований граждан. Деньги собираются с обычных людей, взамен они получают «акции» от Euroasian Rail SkyWay Systems Ltd, зарегистрированной на Британских Виргинских островах (здесь базируются около 40% офшорных компаний в мире)». В суде Юницкий не смог предоставить ни патентов на изобретение струнного транспорта, ни подтверждения своих научных степеней.

После Юницкий опубликовал открытое письмо президенту, где пожаловался на «токсичные СМИ» и пригласил Лукашенко посетить инжиниринговую компанию и ЭкоТехноПарк. Еще через некоторое время Управление финансовых услуг и рынков Бельгии (FSMA) опубликовало на официальном сайте предупреждение, в котором рекомендовало отказаться от каких-либо вложений в компанию First SkyWay Invest Group Limited (SkyWay Capital). Утверждалось, что она предлагает к приобретению акции, не пройдя все необходимые проверки, и по этой причине не имеет права вести подобную деятельность. Также FSMA усматривает в First SkyWay Invest Group Limited (SkyWay Capital) признаки финансовой пирамиды и напоминает, что ранее аналогичные предупреждения выносились как минимум в следующих странах: Литве, Германии, Новой Зеландии, Греции, Словакии и Италии.

***

Все эти истории – свидетельства того, как журналистов прессовали, даже когда дело не касалось политики. Но цензура со стороны государства была всегда. Тому пример – и блокировка KYKY в 2015 году, и «дело БелТА», хотя скорее дело TUT.BY – в 2018-м. Но едва ли всё это сравнится с массовой вырубкой СМИ в 2021-м. Мы хотим поблагодарить всех коллег журналистов за их работу и попросить читателей писать письма тем, кто оказался за решеткой. Если не знаете, о чем написать письмо незнакомому человеку – соучред KYKY Саша Василевич получил литературную премию имени Франтишка Олехновича за сказки, которые пишет из камеры своей дочке. Вы можете поздравить Сашу с этой наградой и почитать его труды.

Скачивать и печатать книжку сказок – по этой ссылке.
Отправлять письма – по этому адресу: СИЗО-1. 220030, г. Минск, ул. Володарского, 2.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

«Разучиться шутить или пожать руку Лукашенко? — Разучиться шутить». Что Комиссаренко сказал Дудю

Боль • редакция KYKY

Беларуский комик Слава Комиссаренко пришел к Юрию Дудю. Кажется, в итоге вышло одно из немногих интервью с публичными беларусами, построившими карьеру в России, когда герой не боится говорить правду. KYKY записал самое важное из этого разговора.